credentes (credentes) wrote in ostal_eretges,
credentes
credentes
ostal_eretges

Category:

Мишель Рокбер. Песнь об Альбигойском крестовом походе. Продолжение

Рассказ о событиях: день за днем



Бодуэн был младшим братом Раймонда VI. Оба они не любили друг друга. Бодуэн всегда считал себя обиженным небольшим наследством, доставшимся ему после смерти их отца. Когда брат отдал ему Бруникель, это не удовлетворило его аппетита. Когда началась война, он попытался воспользоваться ситуацией: летом 1211 года он заключил союз с Симоном де Монфором и поставил свои силы на службу крестовому походу. Награда не заставила себя ждать: в мае 1212 года Симон отдал ему Сен-Антонен, который он завоевал в тяжелых боях. Тогда Гийом Тудельский поселился в этом руэргском городе, где, благодаря Бодуэну, он получил титул каноника. Именно тогда ему в голову пришла идея создать эпическую поэму, где он, возвращаясь к началу крестового похода, рассказывает о том, что произошло после убийства папского легата Петра де Кастельно в 1208 году. Через сотню лесс его рассказ переходит к описанию событий, которые он видел собственными глазами, и он начинает освещать происходящее день за днем.

Но затем поэма внезапно прерывается на июле 1213 года безо всякой видимой причины, на моменте, когда он говорит о военных приготовлениях короля Пере Арагонского, который спешит на помощь своему шурину Раймонду VI и другим окситанским князьям, разоренным крестовым походом. Возможно, Гийом Тудельский последовал за Бодуэном в карательную экспедицию, которую последний устроил в Керси, и пал жертвой в феврале 1214 года в ходе контр-операции Раймонда VI, который взял в плен своего брата и повесил его за предательство.
Во всяком случае, смерть поэта – это единственное объяснение того, почему он так внезапно перестал писать.
Легко представить, что, начиная описывать крестовый поход, он оказался в очень неудобной для себя ситуации. Будучи человеком Церкви, он был благосклонен к предприятию, в котором видел очищение края от катарской ереси. Последняя казалась ему ужасным безумием, а ее сторонники выглядели, с его точки зрения, как «неверующий род»,  абсолютные лицемеры. Но, тем не менее, он не мог осуждать всех лангедокцев, хотя прекрасно знал, что большинство их сопротивляется крестовому походу. Кроме того, будучи жителем Окситании, он не мог не оплакивать несчастья, которые обрушились на его край. В целом, если ему приходилось одобрять крестоносцев, их лидера Симона де Монфора и, естественно, своего покровителя Бодуэна, то он делал это без особого энтузиазма. Ему даже приходилось иногда осуждать слишком уж явные злодейства, совершенные крестоносцами: так, убийство дамы Жироды, кастеллянки Лавора, которую бросили живьем в колодец и забросали камнями, выглядит, с его точки зрения, как «несчастье и преступление». Самой лучшей позицией, которую, как он считал, следовало бы избрать во время несчастий войны, так это склонить голову и дать крестоносцам пройти… «Безумны те, которые пытаются сопротивляться…»


IMG_20190702_133124Осада Тулузы в 1215 году, когда Симон де Монфор принял знаки покорности от города. Раймонд VI отобрал у него город в сентябре 1217 года.



Продолжатель: анонимный гений…



Когда и почему другой поэт решил принять эстафету Гийома Тудельского? И прежде всего, как получилось, что этот продолжатель не просто придал рассказу несравнимо больше силы высоким уровнем своего стиля, но и представил читателю совершенно иной взгляд на события? Не является ли парадоксальным то, что здесь мы видим, как автор с более умеренным даром, Гийом Тудельский, называет себя, тогда как мы не можем назвать имени того, кто, продолжая его дело, поднимает произведение на уровень несомненного шедевра?

Здесь наступает таинственное молчание, раздражающее историков, которые со времени публикации Cansoпытаются идентифицировать анонимного гения. Выдвигались различные гипотезы. Прежде всего, думали об известных тулузских трубадурах: Пейре Карденале или Гийоме Анелье, Песнь о войне в Наварре которого по форме странным образом напоминает Песнь об альбигойском крестовом походе. Думали также о юристе, который был консулом Тулузы, Бернаре д’Ульмо, которого Canso выводит на сцену под именем «Мэтр Бернар». Другие предлагали рассмотреть версию о том, что в поэме зашифровано имя поэтессы из Керси Дормонды. Самой последней и интересной гипотезой является предположение о том, что автором был выдающийся трубадур Гюи де Кавайон. О нем мы, кроме того, знаем, что в 1216 году он был среди провансальских сеньоров, которые, поднявшись против крестового похода, присоединились к Раймонду Младшему – сыну Раймонда VI – и кроме того, он стал его советником. И на самом деле, мы видим множество приводимых автором подробностей, происходящих в окружении будущего Раймонда VII, которого он сопровождает в Рим на Латеранский Собор, состоявшийся в 1215 году. Он также находится подле него и в следующем году, во время освобождения Бокера, потом в 1217 и 1218 во время знаменитой осады Тулузы – когда Симон де Монфор нашел свою смерть. Он был в Тулузе еще и в июне 1219 года, когда графский город готовился к защите против армии принца Людовика Французского.
На этих военных приготовлениях прерывается вторая часть поэмы – таким же необъяснимым образом, как и первая.


7Латеранский Собор был созван Папой Иннокентием III в 1215 году. Главной его задачей была подготовка репрессий против еретиков, что предваряло будущую Инквизицию.
Tags: Мишель Рокбер
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment